Белый лишай: причины, виды, дифференциальная диагностика, лечение

ОНЛАЙН ЗАПИСЬ

Белый лишай

Лечением данного заболевания занимается Дерматолог-венеролог
Информация, представленная на странице, не должна быть использована для самолечения или самодиагностики. При подозрении на наличие заболевания, необходимо обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Провести диагностику и назначить лечение может только ваш лечащий врач.

Содержание статьи:

Белый лишай

Белым лишаем называют дерматологическое заболевание неизвестной этиологии, течение которого сопровождается атрофией различных участков кожи. Клинически данная патология проявляется образованием белых папул и бляшек  Источник:
Дерматовенерология. Национальное руководство. Бутова Ю.С., Скрипкина Ю.К. Иванова О.Л. Москва: ГЭОТАР-Медиа. 2020.
. Со временем, при отсутствии лечения, высыпания трансформируются и образуются очаги атрофии.

Диагноз ставится на основании опроса и дерматологического осмотра пациента. Редко назначается биопсия с последующим гистологическим исследованием взятого биоматериала. Это нужно для исключения онкологии.

Лечение комплексное и включает в себя прием общеукрепляющих средств, препаратов для улучшения микроциркуляции крови, витаминов. Имеются сведения о положительном эффекте при приеме средств против малярии.

Причины

Точные причины развития данного вида заболевания неизвестны. На этот счет существует несколько теорий, но ни одна из них на сегодняшний день не получила полного подтверждения. Многие специалисты склоняются к версии, что причиной развития патологии является дрожжеподобный грибок Malassezia. Он препятствует проникновению ультрафиолета в кожу и замедляет синтез пигмента мелатонина.

Данный грибок является частью нормальной флоры кожи и до определенного момента не причиняет пациенту никакого дискомфорта. Но при снижении иммунитета и воздействии различных провоцирующих факторов (нарушение целостности кожного покрова, интоксикация организма и ряд других) грибок начинает активно размножаться и становится патогенным.

Согласно другой версии, развитие данной формы лишая связано со стрептококками. Но эта теория пользуется меньшей популярностью, чем предыдущая. Некоторые врачи придерживаются мнения, что заболевание является одним из видов атопического дерматита.

Факторы и группы риска

Вероятность развития данного типа болезни наиболее высока для следующих категорий граждан:

• дети с двух до шести лет (чаще мальчики);
  • пациенты с атопическим дерматитом;
  • люди с экземой;
  • пациенты с бронхиальной астмой.

Факторы риска:

• частые переохлаждения;
  • снижение иммунитета;
  • интоксикация организма;
  • хронический стресс, нервное перенапряжение;
  • нехватка меди в организме;
  • некоторые патологии внутренних органов.

Если белый лишай появился у детей первого года жизни, то он может сохраняться в течение нескольких лет, после чего обычно исчезает сам по себе. У взрослых данная патология развивается реже, обычно на фоне сильного снижения иммунитета.

Разновидности

Заболевание развивается медленно, но постепенно очаги поражения начинают увеличиваться в размерах и могут со временем занять большую поверхность кожи. В зависимости от локализации различают три вида болезни:

• универсальный — очаги поражения расположены по всему телу;
  • очаговый — несколько мелких пятен сливаются в одно большое;
  • сегментированный — очаги поражения возникают на определенных участках кожи.

Симптомы

Основным клиническим признаком данного патологического состояния является возникновение белых пятен на коже лица, спины, плеч, репродуктивных органов  Источник:
. Иногда данную форму болезни путают с витилиго и разноцветным лишаем.

Симптомами белого лишая являются:

• появление на коже белых пятен;
  • пятна имеют овальную, четкую форму, размер их может быть от нескольких миллиметров до 5 сантиметров;
  • при надавливании пятно сохраняет ту же форму и цвет;
  • других симптомов (боль, дискомфорт, зуд) нет;
  • границы очагов поражения нечеткие и шелушатся;
  • обострение болезни обычно случается зимой;
  • кожа в очагах поражения не загорает.

При появлении вышеперечисленных симптомов крайне важно провести качественную дифференциальную диагностику с другими дерматологическими заболеваниями, которые имеют схожую клиническую картину.

Заразна ли болезнь

Заболевание не несет угрозы жизни и здоровью пациента и не является заразным. Это чисто косметическая и в ряде случаев психологическая проблема. Вероятный возбудитель присутствует в составе нормальной микрофлоры кожи любого человека, поэтому заразиться им нельзя. Грибок становится патогенным только при наличии определенных изменений в организме неинфекционного характера, которые приводят к снижению иммунитета.

Особенности течения у детей

Данный тип заболевания встречается у детей чаще, чем у взрослых. Основным отличием является характер высыпаний. У детей это бледно-алые папулы с выступающим краем. Если болезнь возникает у ребенка в первые годы жизни, то она может протекать хронически. Обычно это продолжается несколько лет, после чего высыпания исчезают сами по себе.

Диагностика

При появлении первых подозрительных признаков, которые могут указывать на развитие заболевания, нужно посетить специалиста и пройти обследование. Необходимо поставить точный диагноз, так как данный вид лишая легко спутать с целым рядом других болезней кожи. В результате неправильное лечение может привести к переходу в хроническую форму и ухудшению прогноза.

На приеме врач проводит опрос пациента, сбор анамнеза, внешний осмотр. Далее очаги поражения просвечивают лампой Вуда (данная методика наиболее эффективна для людей со светлой кожей). При наличии показаний проводится биопсия (забор частиц кожи из очагов поражения) с последующим гистологическим исследованием взятого биоматериала. Это нужно для исключения онкологии. Кроме этого, желательно пройти полное обследование организма, что выявить возможные причины развития болезни.

С чем можно спутать

Дифференциальную диагностику белого лишая проводят с такими патологиями, как витилиго, разноцветный лишай. При необходимости также проводят дифференциальную диагностику с туберозным склерозом, лепрой, гипопигментацией кожи, микозами, невусами.

Диагноз в большинстве случаев ставится на основании клинической картины и подтверждается результатами осмотра под лампой Вуда. Другие методы диагностики используются редко.

Лечение

Чем лечить белый лишай? В отличие от других видов данная форма болезни не причиняет пациенту физических страданий. Боли, кожного зуда, повышения температуры тела, других неприятных симптомов нет. Это чисто косметический дефект, который может причинять человеку психологический дискомфорт.

Если болезнь не лечить, то она переходит в хроническую стадию и через несколько лет может исчезнуть сама по себе. При помощи медикаментозной терапии снять симптомы можно значительно быстрее  Источник:
.

Этапы лечения:

• прием внутрь поливитаминов и седативных средств;
  • нанесение на очаги поражения глюкокортикостероидных мазей, курс короткий, только по назначению врача;
  • использование увлажняющих кремов;
  • использование только теплой воды для мытья;
  • нанесение солнцезащитных кремов при долгом нахождении на улице в ясную погоду;
  • фототерапия (противопоказана пожилым людям и беременным женщинам);
  • противогрибковые средства — назначают при наличии показаний.

Кроме этого, важно вылечить сопутствующие заболевания кожи, которые могут влиять на развитие патологии. Детям лекарств обычно не назначают. Терапия заключается в правильном уходе за кожей малыша, использовании увлажняющих средств (детский крем, лосьоны, масла).

Профилактика

Специфической профилактики не существует. Чтобы максимально снизить риск развития данного патологического состояния, необходимо соблюдать следующие рекомендации:

• стараться не допускать травмирования кожи;
  • избегать воздействия прямых солнечных лучей, использовать солнцезащитные крема;
  • беречь кожу от обветривания;
  • избегать купания в открытых водоемах;
  • не принимать часто горячие ванны;
  • укреплять иммунитет;
  • не переохлаждаться;
  • меньше использовать хлорированную воду;
  • носить свободную одежду, изготовленную из натуральных тканей, отказаться от синтетики;
  • при получении травм необходимо обрабатывать раны растворами антисептиков, чтобы избежать проникновения в организм бактерий и грибков  Источник:
    ;
  • соблюдать правила личной гигиены (мыть руки после возвращения с улицы, не пользоваться чужими полотенцами, мочалками и так далее);
  • периодически пить поливитамины в профилактических целях;
  • своевременно лечить инфекционные заболевания;
  • правильно питаться;
  • по возможности избегать стрессов и нервного перенапряжения;
  • не использовать агрессивных моющих средств;
  • регулярно проводить санацию очагов хронической инфекции в организме;
  • использовать натуральную качественную косметику для ухода за кожей.

Источники статьи:

1. Дерматовенерология. Национальное руководство. Бутова Ю.С., Скрипкина Ю.К., Иванова О.Л. Москва: ГЭОТАР-Медиа. 2020.
  2. Лечение кожных и венерических болезней. Романенко И.М., Кулага В.В., Афонин С.Л. Москва: МИА. 2006. с.235-249
  3. Болезни кожи. Инфекции, передаваемые половым путем. 5-е изд., перераб. и доп. Москва: Деловой экспресс. 2016. с.768
  4. Пособие по кожным болезням. Гуляй П.Д. Гродно: Гродненский государственный медицинский университет. 2003.
Статья опубликована: 11.06.2024 г.
Последнее обновление: 02.09.2024 г.