Жировой гепатоз: симптомы, причины, чем опасен, терапия ожирения печени

Бесплатная консультация хирурга

Жировой гепатоз

Лечением данного заболевания занимается Гастроэнтеролог
Информация, представленная на странице, не должна быть использована для самолечения или самодиагностики. При подозрении на наличие заболевания, необходимо обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Провести диагностику и назначить лечение может только ваш лечащий врач.

Содержание статьи:

Жировой гепатоз печени

Заболевание «жировой гепатоз печени» — это патология, при которой происходит перерождение ткани печени с развитием жировой дистрофии и дегенерацией гепатоцитов. Болезнь характеризуется накоплением жира внутри клеток и в межклеточном пространстве.

Ожирение печени встречается примерно у 30% пациентов с неалкогольной жировой болезнью печени и почти у всех больных, страдающих алкоголизмом. Если заболевание не лечить, оно продолжит прогрессировать и на определенном этапе может привести к циррозу.

Клинические рекомендации включают изменение образа жизни. Медикаментозное лечение при жировой дистрофии печени назначают при высоком риске прогрессирования болезни.

От чего бывает ожирение печени? Основные причины развития заболевания:

• злоупотребление алкоголем — приводит к повреждению клеток печени;
  • сахарный диабет;
  • длительный прием некоторых лекарств (эстрогены, глюкокортикостероиды, НПВС, антибиотики тетрациклинового ряда);
  • неправильное питание — злоупотребление фастфудом, простыми углеводами, жирами приводит к патологическим изменениям в печени;
  • гиподинамия;
  • ожирение;
  • другие заболевания, течение которых сопровождается нарушением метаболизма (тиреотоксикоз, микседема, патологии органов пищеварения, ИБС, артериальная гипертензия);
  • наследственные патологии, которые способствуют накоплению жира в печени  Источник:
    .

В ряде случаев выявить точные причины развития заболевания невозможно.

Факторы риска

Риск развития патологии увеличивается в результате воздействия следующих факторов:

• бактериальные инфекции;
  • синдром нарушенного пищеварения;
  • нарушение обмена меди в организме;
  • некоторые вирусные инфекции (особенно гепатит С);
  • онкология;
  • сердечная недостаточность;
  • наследственная предрасположенность;
  • аутоиммунные заболевания;
  • белковая недостаточность;
  • тяжелые гнойные заболевания  Источник:

Патогенез

Механизм развития патологии сложный и многофакторный. Независимо от первопричины при заболевании жировой гепатоз наблюдается инсулинорезистентность. Дистрофические изменения в печени являются частью проявления метаболического синдрома. Скопление капель жира в клетках и межклеточном пространстве возникает вследствие употребления в пищу большого количества жиров либо алкогольного поражения тканей.

1. В зависимости от причин возникновения выделяют два типа заболевания:
  • алкогольный — возникает в результате злоупотребления спиртными напитками;
  • неалкогольный — возникает на фоне диабета, ожирения, других нарушений метаболизма.
  1. По течению:
  • острая форма;
  • хроническая форма.
  1. По типу отложения жиров выделяют следующие виды гепатозов:
  • диссеминированный очаговый (часто протекает бессимптомно);
  • зональный (жир скапливается в разных частях печени);
  • диссеминированный выраженный;
  • диффузный.
  1. По степени тяжести:
  • первая степень — поражаются только самые крупные клетки печени;
  • вторая степень — поражаются как крупные, так и мелкие гепатоциты;
  • третья степень — поражены практически все клетки печени, в результате орган не может выполнять свои функции.
  1. По стадиям развития:
  • нулевая — в печени имеются незначительные отложения жира, которые невозможно выявить при помощи анализов и УЗИ;
  • первая — на УЗИ видны небольшие скопления жира и поврежденные гепатоциты, клинически заболевание никак не проявляется;
  • вторая — очагов поражения становится больше, жиры могут быть и в нормальных клетках печени, орган увеличен;
  • третья — практически все клетки печени замещены жировой тканью, инфильтратов много, они объемные, функционирование печени нарушается.

Симптомы

Клинические проявления при ожирении (гепатозе) печени наблюдаются не всегда и не у всех пациентов. Именно отсутствие симптомов позволяет болезни прогрессировать и делает ее крайне опасной. В большинстве случаев пациент приходит к врачу, когда уже развивается цирроз, который практически не поддается терапии.

Возможными признаками заболевания являются:

• хроническая усталость, вялость, слабость;
  • недомогание;
  • набор веса;
  • чувство тяжести справа в боку, под ребрами;
  • субфебрильная температура;
  • появление высыпаний красного цвета на теле.

С помощью пальпации можно определить увеличение печени. Кроме этого, пациенты часто жалуются на метеоризм, расстройства пищеварения, кожный зуд. У женщин жировой гепатоз довольно часто протекает совместно с желчнокаменной болезнью, холециститом. У мужчин на фоне заболевания может возникнуть асцит, варикоз вен пищевода. Такие симптомы появляются при запущенных формах, когда гепатоз перетекает в цирроз.

Осложнения

Чем опасен жировой гепатоз, какими могут быть последствия? Основные осложнения заболевания:

• воспаление печени;
  • фиброз;
  • холестаз;
  • цирроз  Источник:

Диагностика

Как определить болезнь и поставить диагноз жировая дистрофия печени? Клинические признаки заболевания в большинстве случаев отсутствуют или являются неспецифичными. Биохимические пробы не показывают существенных изменений. При этом содержание сывороточных трансаминаз повышено в несколько раз или в норме.

Если по результатам первичного осмотра гастроэнтеролог предполагает ожирение печени, то используют методы дифференциальной диагностики, которые направлены на исключение других патологий.

Пациенту назначают анализ крови на антитела к вирусным инфекциям, краснухе. Исключают аутоиммунные факторы. Также определяют уровень гормонов щитовидной железы. УЗИ брюшной полости позволяет диагностировать заболевание, если поражено более трети печени. Важным диагностическим инструментом считается биопсия с последующим микроскопическим и гистологическим исследованием взятого биоматериала. Чаще всего диагностируют крупнокапельную дистрофию. Обнаружить даже незначительные патологические изменения в паренхиме печени можно при помощи МРТ. Для постановки диагноза «жировой гепатоз» (ожирение печени) также проводят специальный дыхательный тест, результаты которого позволяют выявить количество нормально функционирующих клеток печени  Источник:

Лечение

Что делать, как и сколько лечится болезнь печени жировой гепатоз? Специфической терапии заболевания не существует. Улучшить состояние органа можно путем нормализации питания, избавления от лишнего веса, отказа от алкоголя. Кроме этого, рекомендуется отказаться от малоподвижного образа жизни, заниматься физкультурой. Это поможет снизить вес, избавиться от застойных явлений, улучшить метаболизм.

У пациентов с лишним весом снижение массы тела всего на 10% позволяет нормализовать уровень печеночных ферментов. Рекомендации по питанию включают ограничение числа потребляемых калорий, фастфуда, сладкого, жиров, консервированной пищи.

Силовые тренировки и аэробные нагрузки позволяют понизить содержание жира в печени. Упражнения подбирает лечащий врач с учетом пола, возраста, текущего состояния здоровья пациента, наличия сопутствующих заболеваний. Обязательным условием терапии является полный отказ от алкоголя. Также может быть назначен прием витаминов В, С, фолиевой кислоты, гепатопротекторов, дезинтоксикационная терапия.

Прогноз и профилактика

Чем грозит патология и опасен ли жировой гепатоз для жизни пациента? В целом, заболевание имеет относительно благоприятный прогноз. В большинстве случаев своевременное устранение причинных факторов приводит к нормализации работы печени. Также нужно неукоснительно соблюдать все рекомендации врача по физической активности, режиму питания, полностью отказаться от алкоголя. Если не лечить болезнь, то дистрофические изменения прогрессируют, прогноз ухудшается, повышается вероятность развития цирроза.

Меры профилактики:

• контроль веса;
  • отказ от алкоголя;
  • коррекция обменных нарушений;
  • отмена лекарств, которые способствуют развитию ожирения печени;
  • двигательная активность, занятия физкультурой;
  • контроль уровня холестерина и сахара в организме;
  • регулярное прохождение диспансеризации  Источник:

Источники статьи:

1. Жировой гепатоз: факторы риска и перспективы терапии. Мехтиев С.Н., Захаренко С.М., Зиновьева Е.Н. Лечение и профилактика. 2012. №2. с.6-11
  2. Методы диагностики жирового гепатоза, их эффективность. Ращектаев А.С., Щербаков П.Н. Вестник АГАУ. 2013. №2. с.90-92
  3. Жировой гепатоз - как один из актуальных вопросов гепатологии. Тулгаа Л., Цэрэндаш Б., Игнатьева Л. БМЖ. 2005. №4. с.17-22
  4. Факторы риска жирового гепатоза и его трансформации в фиброз. Шишкина М.Г., Балабина Н.М. БМЖ. 2011. №3. с.7-10
  5. К вопросу о способствующих факторах, механизмах развития и лечении жирового гепатоза. Сучкова Е.В., Горбунов А.Ю., Вахрушев Я.М. Медицинский альманах. 2012. №1. с.73-75
Статья опубликована: 05.07.2024 г.
Последнее обновление: 02.09.2024 г.