Стригущий лишай: причины, симптомы, диагностика, лечение трихофитии

Бесплатная консультация хирурга

Стригущий лишай

Лечением данного заболевания занимается Дерматолог-венеролог
Информация, представленная на странице, не должна быть использована для самолечения или самодиагностики. При подозрении на наличие заболевания, необходимо обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Провести диагностику и назначить лечение может только ваш лечащий врач.

Содержание статьи:

Трихофития (стригущий лишай)

Трихофития (стригущий лишай) — это грибковое поражение кожи, ногтей и волос грибками рода Trichophyton. Клинически заболевание проявляется образованием очагов воспаления, которые имеют четко очерченные границы и шелушатся  Источник:
.

Пораженные грибком волосы становятся хрупкими и обламываются. Заболевание заразно. В запущенных случаях возникают глубокие поражения кожи, что приводит к присоединению вторичной инфекции, ухудшению общего самочувствия пациента. Лечение включает в себя прием противогрибковых препаратов, как внутрь, так и наружно.

Причины

Возбудителем стригущего лишая является гриб рода Trichophyton, отсюда второе название заболевания — трихофития. Некоторые виды грибов живут на животных, но при непосредственном контакте могут заражать человека. В этом случае заболевание протекает более легко и реже переходит в хроническую стадию. Другие возбудители передаются только от человека к человеку и отличаются более тяжелым течением.

Всплеск заболевания на территории РФ обычно наблюдается в мае-июне и осенью. Заражение происходит при непосредственном контакте с больными животными, а также через инфицированные ими предметы обихода. Также возможно заражение непосредственно от больного человека.

Факторы риска

Существует ряд факторов, которые увеличивают вероятность заражения.

К ним относят:

• снижение иммунной защиты организма;
  • нарушение целостности кожи;
  • гормональный сбой;
  • несоблюдение правил гигиены.

Данным грибковым заболеванием чаще болеют дети. Это связано с тем, что у них слабее иммунитет и они гораздо чаще взрослых контактируют с уличными животными. Помимо этого, у детей более щелочной состав кожи, что создает благоприятные условия для жизнедеятельности возбудителя.

Источники заражения

Источник инфекции — больные люди, животные, а также инфицированные спорами возбудителя предметы обихода. Заражение чаще всего происходит при контактах с бездомными больными животными. Риск заболеть особенно высок для людей, которые контактируют с животными на постоянной основе  Источник:
(в ветклинике, на ферме, ежедневное кормление бездомных кошек и собак).

У некоторых людей (чаще у женщин средних лет) заболевание протекает хронически, в вялотекущей, практически бессимптомной форме. В результате со временем болезнь через общие подушки, расчески, полотенца поражает всех членов семьи.

После того, как грибок попал на волосистую часть головы или на кожу он начинает активно размножаться и прорастать в более глубокие слои с формированием мицелия. Это приводит к поражению кожи и ее придатков.

Данная форма заболевания может быть вызвана следующими видами возбудителя:

• антропофильные грибы;
  • геофильные грибы;
  • зоофильные грибы.

В зависимости от зоны поражения выделяют трихофитию:

• гладкой кожи;
  • ногтей;
  • волос.

По глубине поражения:

• поверхностное (поражается верхний слой кожи);
  • экссудативное (в очагах поражения появляется патологический экссудат);
  • нагноительное (происходит поражение глубоких тканей).

Основными клиническими признаками данного патологического состояния являются:

• поражение любых частей кожи;
  • несильный зуд кожи в очагах поражения;
  • появление овальных или округлых розовых пятен без четких границ, по периферии имеется валик, покрытый корочками и пузырьками, который немного возвышается над поверхностью кожи;
  • пятна обычно не склонны к слиянию (при хроническом длительном течении могут сливаться друг с другом);
  • цвет пятен различный, от бледно-розового до красного;
  • образование на волосистой части головы круглых очагов с четко очерченными границами, волосы в этих очагах обломаны на расстоянии несколько миллиметров от кожи и покрыты бело-серыми чешуйками;
  • ногти поражаются редко (обычно при хроническом течении болезни).

При своевременно начатом лечении прогноз благоприятный. Пациент выздоравливает в течение нескольких недель.

Осложнения

Грибковые инфекции редко проникают под поверхность кожи, поэтому вероятность перехода болезни в хроническую форму невелика. Но если болезнь не лечить, то она может распространиться на другие части тела.

Кроме этого, грибы могут нарушить целостность кожного покрова, что приводит к развитию вторичной инфекции. У пациентов с сильно ослабленным иммунитетом могут появиться мокнущие, сильно зудящие, чешуйчатые высыпания, которые плохо поддаются лечению. Появление такой сыпи является реакцией иммунной системы на антиген возбудителя.

Основными методами диагностики заболевания являются:

• опрос пациента, сбор анамнеза — специалиста интересует, когда, где и при каких обстоятельствах появились высыпания на коже, имеются ли схожие симптомы у других членов семьи, имеется ли кожный зуд, какие хронические болезни есть у пациента и так далее;
  • общий осмотр — врач выясняет характер высыпаний, их локализацию, цвет, размер, форму, наличие шелушения, склонность к слиянию и так далее;
  • осмотр кожи под лампой Вуда — проводится в целях дифференциальной диагностики, при трихофитии наблюдается зеленое свечение;
  • соскоб кожи из очагов поражения с последующим микроскопическим исследованием — назначается, если необходимо уточнить диагноз и исключить патологии со схожими симптомами;
  • посев биологического материала, взятого с кожи пациента, на питательные среды — определяют вид возбудителя и степень его чувствительности к противогрибковым препаратам  Источник:
    ;
  • анализы мочи, крови — проводят при тяжелом течении болезни, для назначения системной терапии.

Лечение

Как и чем лечить стригущий лишай? Выбор метода терапии зависит от типа возбудителя. В большинстве случаев бывает достаточно местного лечения. Если поражена только гладкая кожа, без вовлечения пушковых волос, то места поражения поочередно обрабатывают раствором йода (по утрам) и противогрибковыми мазями  Источник:
(вечером).

Если поражение кожи значительное, она воспалена, то показано местное использование гормональных средств. Важно! Терапию должен назначать врач. Самолечение недопустимо и может привести к развитию целого ряда тяжелых осложнений.

Если имеются множественные поражения гладкой кожи, а также пушковых волос, то помимо местной терапии назначают прием противогрибковых средств внутрь. Пораженные волосы необходимо состригать или сбривать.

Если происходит нарушение целостности кожи и в нее проникает инфекция, появляется инфильтрат, возникает нагноение, то помимо системной и местной противогрибковой терапии показано размягчение корочек раствором марганцовки или салициловой мазью  Источник:
. На стадии разрешения показано нанесение на очаги поражения рассасывающих мазей (Вишневского, ихтиоловая).

Профилактика

Специфической профилактики не существует. Чтобы максимально снизить риск развития заболевания, необходимо соблюдать следующие рекомендации:

• расскажите детям о заболевании, как его обнаружить и как не заразиться;
  • соблюдайте правила личной гигиены (мойте руки с мылом каждый раз после возвращения с улицы, регулярно мойте голову);
  • укрепляйте иммунитет (занятия спортом, прогулки на свежем воздухе, закаливание, прием поливитаминов и так далее);
  • правильно питайтесь (необходимо отказаться от фастфуда и другой вредной еды, рацион должен быть сбалансированным, включите в него больше свежих фруктов и овощей);
  • избегайте больных животных, особенно если у них есть участки кожи без меха;
  • если вы взяли домой котенка с улицы, то обязательно обследуйте его у ветеринара, так как вы можете не заметить признаков лишая и заразить всю семью;
  • избегайте близких контактов с зараженными людьми;
  • не используйте чужие полотенца, расчески, одежду.

Источники статьи:

1. Современные подходы к лечению дерматомикозов. Нечаева Е.В. Вестник КазНМУ. 2013. №2. с.38-40
  2. Болезни кожи. Инфекции, передаваемые половым путем. 5-е изд., перераб. и доп. Москва: Деловой экспресс. 2016. с.768
  3. Федеральные клинические рекомендации по ведению больных трихофитией. Российское общество дерматовенерологов и косметологов. Минуллин И.К., Абдрахманов Р.М., Юсупова Л.А., Бильдюк Е.В., Вафина Г.Г. 2013. с.3-15
  4. Дерматовенерология. Национальное руководство. Скрипкин Ю.К. Москва: ГЭОТАР-Медиа. 2014. с.1024
  5. Антропонозная трихофития: представление об этиологии, эпидемиологии, дифференциальном диагнозе. Клинические случаи и обзор литературы. Пчелин Г.А., Леина Л.М., Петунова Я.Г., Чилина Г.А., Пчелин И.М., Медведева Т.В. Проблемы клинической микологии. 2021. №3. с.29-37
Статья опубликована: 10.06.2024 г.
Последнее обновление: 02.09.2024 г.