Тубоотит: причины, симптомы, признаки, осложнения, терапия, профилактика евстахиита

Бесплатная консультация хирурга

Тубоотит (евстахиит)

Лечением данного заболевания занимается Отоларинголог (ЛОР)
Информация, представленная на странице, не должна быть использована для самолечения или самодиагностики. При подозрении на наличие заболевания, необходимо обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Провести диагностику и назначить лечение может только ваш лечащий врач.

Содержание статьи:

Тубоотит или евстахиит

Тубоотит или евстахиит — это воспаление слуховой, или евстахиевой, трубы, переходящее на полость среднего уха с развитием отита. Заболевание встречается довольно часто, около 20-30% пациентов лор-врачей обращаются с заложенностью ушей и снижением слуха. Чаще всего болеют дети в возрасте 1-5 лет, что связано с анатомическими особенностями строения слуховой трубы и среднего уха  Источник:
.

Основные симптомы тубоотита — это заложенность ушей, снижение остроты слуха с одной или обеих сторон. Без лечения евстахиит постепенно переходит в хроническую форму, вызывает необратимые изменения и приводит к стойкой глухоте. Лечение проводят преимущественно консервативными способами.

Причины и факторы риска

Основная причина тубоотита — распространение вирусной, бактериальной или грибковой инфекции из носоглотки на слуховую трубу и среднее ухо. Воспаление евстахиевой трубы вызывают различные патогенные микроорганизмы:

• вирусы гриппа и ОРВИ;
  • стафилококки;
  • стрептококки;
  • пневмококки;
  • хламидии;
  • туберкулезная палочка;
  • дрожжевые грибки.

В более редких случаях сальпингоотит имеет аллергическое происхождение, либо служит осложнением лечебной тампонады носа, которую делают для остановки носового кровотечения.

В очень редких случаях встречается аэроотит, который возникает из-за повреждения слуховой трубы на фоне резкого перепада атмосферного давления. Причиной может быть быстрый взлет на самолете или вертолете, либо погружение на большую глубину за короткое время.

Развитию тубоотита способствуют различные факторы риска:

• хронические заболевания носоглотки — тонзиллит, аденоидит, фарингит, ринит;
  • часто повторяющиеся острые респираторные инфекции;
  • корь, скарлатина у детей;
  • врожденные аномалии развития слуховой трубы и среднего уха;
  • посттравматические деформации евстахиевой трубы;
  • нарушение вентиляции слуховой трубы из-за искривления носовой перегородки, гипертрофии носовых раковин, полипов носа;
  • иммунодефицитные состояния.

У детей, особенно в возрасте до года, тубоотит развивается гораздо чаще, и может осложнять даже легкое течение тонзиллита или затяжного насморка. Это связано с анатомическими особенностями слуховой трубы — у детей она очень короткая, что способствует крайне быстрому распространению инфекции из носоглотки.

Патогенез

Слуховая труба — это костный канал, который соединяет барабанную полость среднего уха с носоглоткой. Ее основная функция — поддержание стабильного давления в барабанной полости в соответствии с атмосферным. Благодаря этому может нормально выполнять свою функцию звукопроводящий аппарат уха, представленный слуховыми косточками.

Прямой контакт слуховой трубы с носоглоткой способствует распространению инфекции и развитию тубоотита на фоне острых или хронических тонзиллитов, ангин, ринитов и других воспалительных заболеваний.

Ширина слуховой трубы составляет около 2 мм, а внутренние стенки ее покрыты слизистой оболочкой с небольшим количеством жидкости. Такое строение евстахиевого канала способствует быстрому развитию отека во время воспаления и распространению инфекции в барабанную полость, что приводит к возникновению отита.

Сначала евстахиит протекает как острое воспаление с яркой клинической картиной и выраженным общим недомоганием. При неэффективном лечении, а также при сохраняющемся влиянии факторов риска тубоотит становится хроническим, со слабо выраженными симптомами и прогрессирующим снижением слуха.

Симптомы заболевания

У детей симптомы болезни развиваются быстро, а у взрослых — постепенно, с медленным нарастанием. У большинства пациентов первыми признаками служат ощущение заложенности ушей, тяжести и шума в голове, снижение остроты слуха. Нарастающий отек и скопление жидкости в слуховой трубе приводят к появлению таких симптомов, как ощущение переливающейся в ухе жидкости при наклонах головы и аутофония (ощущение собственного голоса в ушах). Зевание или частое проглатывание слюны помогают уменьшить выраженность этих симптомов, так как слуховая труба расширяется при сокращении мышц лица.

Боль в ушах — редкий для тубоотита симптом. Обычно болевые ощущения возникают только при аэроотите, который вызван резким перепадом атмосферного давления и сопровождается повреждением структур барабанной полости. Общее самочувствие пациентов также страдает редко, а нарастание температуры тела указывает на распространение гнойной инфекции.

Классификация

Классификация тубоотита довольно простая, используют ее для правильной формулировки диагноза и подбора корректного лечения.

По характеру течения тубоотит бывает:

• острый — симптомы заболевания сохраняются не более 3-х месяцев, после чего наступает полное выздоровление;
  • хронический — заболевание приобретает длительное течение с периодическими обострениями, а во время ремиссии человека ничего не беспокоит.

По локализации воспаление слуховой трубы бывает:

• одностороннее;
  • двухстороннее.

По происхождению выделяют следующие формы тубоотита:

• инфекционный;
  • аллергический;
  • вызванный баротравмой, то есть резким перепадом давления в окружающей среде.

Возможные осложнения

Осложнения тубоотита возникают при тяжелом течении инфекционного воспаления, а также у людей с иммунодефицитом. Связаны они с распространением инфекции на прилежащие отделы черепа:

• фронтит, гайморит — воспаление воздухоносных пазух;
  • внутренний отит — воспаление полости внутреннего уха;
  • менингит, энцефалит, абсцесс головного мозга.

Генерализованное осложнение в виде сепсиса встречается довольно редко, преимущественно у людей с иммунодефицитами.

Методы диагностики

Для диагностики евстахиита врач использует клинический опрос и осмотр, лабораторно-инструментальные методы обследования. Сначала доктор беседует с пациентом, выясняет характер его жалоб на здоровье, собирает анамнез жизни. После опроса врач переходит к осмотру барабанной перепонки с помощью отоскопа, определяет признаки воспаления. Для определения степени потери слуха доктор проводит пробу с камертоном и аудиометрию  Источник:
.

При осмотре врач обязательно оценивает состояние слуховой трубы с помощью различных проб и инструментов:

• проба с пустым глотком;
  • проба Тойнби;
  • проба Вальсальвы.

Анализы крови носят вспомогательный характер, врач назначает их для оценки общего состояния пациента, а также в тех случаях, когда есть подозрение на развитие осложнений. Для определения инфекционной причины евстахиита делают бактериологическое исследование отделяемого из носоглотки.

Рентгенография и компьютерная томография показаны в редких случаях, когда нужно определить площадь распространения воспаления, а также выявить аномалии и деформации носоглотки, которые могли послужить причиной болезни.

Лечение воспаления евстахиевой трубы

Лечение евстахиита проводят такими методами, которые помогают избавиться от инфекции, воспаления и отека в слуховой трубе и барабанной полости среднего уха. Начинают терапию с консервативных методов — лекарства, механическое очищение слуховой трубы, физиопроцедуры  Источник:
.

Врач назначает следующие лекарственные препараты:

• антибиотики, противовирусные или противогрибковые средства;
  • нестероидные противовоспалительные препараты;
  • гормональные средства;
  • ферменты для разжижения вязкой слизи;
  • противоаллергические средства;
  • сосудосуживающие капли в нос.

Длится тубоотит примерно 2-3 недели, в течение всего этого времени нужно принимать лекарства.

Для механического очищения слуховой трубы и барабанной полости используют следующие методы:

• установка катетера для выведения жидкости;
  • воздушный массаж барабанной перепонки;
  • поочередное высмаркивание каждой ноздри.

Физиопроцедуры применяют как дополнительный метод лечения:

• УВЧ или УФО;
  • микротоковая терапия;
  • лазеротерапия;
  • электромиостимуляция.

Хирургическое лечение тубоотита показано в редких случаях, когда инфекция расплавляет костную ткань, и возникает риск внутричерепных осложнений  Источник:

Прогноз и профилактика болезни

Прогноз тубоотита благоприятный при своевременном лечении, проводимом в полном объеме. Позднее обращение к врачу сопровождается риском развития осложнений, в том числе и необратимых  Источник:
.

Специфической профилактики болезни нет. Неспецифическая профилактика заключается в минимизации воздействия факторов риска:

• здоровый образ жизни;
  • своевременное лечение очагов хронической инфекции в носоглотке;
  • коррекция иммунодефицитных состояний;
  • защита от переохлаждений, ОРВИ.

Источники:

• Комплексный метод диагностики и лечения евстахиитов. Алимов А.И., Гладышев Е.А. Медицина и здравоохранение. Материалы V международной научной конференции. 2017. с.38-41
  • Современные эндоскопические методы лечения острого тубоотита. Усмонов С.Х., Нарбаев З.К. Экономика и социум. 2022. №10-2. с.569-573
  • Комплексная реабилитация при тубоотитах у детей. Филатова Е.В., Супова М.В., Жукова О.В. Физиотерапевт. 2016. №4. с.44-48
  • Анализ эффективности лечения хронического евстахиита существующими методами. Исергужина А.К., Умбетова Б.Н., Смайлова Л.К., Байданов И.Р. West Kazakhstan Medical Journal. 2012. №3. с.45-48
  • Современная фармакотерапия воспалительных заболеваний наружного и среднего уха. Фанта И.В., Павлова С.С., Шустова Т.И., Рязанцев С.В. РМЖ. 2017. №23. с.1725-1730
Исаев Бадри Исаевич
Статья опубликована: 03.07.2024 г.
Последнее обновление: 02.09.2024 г.